Прогнозируя работу украинской металлургии в 2011 году, отечественные аналитики разошлись в оценках. Одни из них настаивают на том, что в ближайшие два года наши метпредприятия столкнутся с очень существенными проблемами на основных экспортных рынках. Хотя и признают, что в наступившем году метзаводы и комбинаты Украины все же увеличат выплавку стали. Другие – более оптимистичны и предполагают, что продолжающееся восстановление мировой экономики и спроса на сталь позволит украинским предприятиям существенно нарастить производство стали уже в 2011 году и повысить цены на металлопродукцию.
Факторы риска
Пессимистические прогнозы, в частности, озвучили представители ГП "Укрпромвнешэкспертиза" в конце декабря на пресс-конференции в Киеве. По оценкам директора этой компании Владимира Власюка, в 2011 году Украина хоть и нарастит выплавку сырой стали, но незначительно – на 3-3,5% до 34 млн тонн против 32,5 млн тонн в прошедшем году. (В 2009 году в нашей стране было произведено 29,8 млн тонн стали, что на 9,2% меньше предполагаемого итога-2010). Причем указанный уровень стального производства-2011 является практически потолком для украинской металлургии.
В обоснование данного тезиса руководитель Укрпромвнешэкспертизы назвал следующие факторы риска для отечественной металлургии:
1. Неразвитость внутреннего рынка и экспортная зависимость украинских метпредприятий, которые поставляют на внешний рынок 85% своей металлопродукции. Любое ужесточение конкуренции на внешних рынках способно весьма негативно отразится на хоздеятельности наших металлургов. А освободившиеся от экспорта объемы стали перенаправить на внутренний рынок они не смогут.
2. Ординарный сортамент металлопродукции, выпускаемой в Украине. Рентабельность по таким видам продукции довольно низкая, что априори ставит наших металлургов в проигрышное положение относительно зарубежных коллег, выпускающих прокат с высокой добавленной стоимостью.
3. Техническая и технологическая отсталость отечественных метпроизводств и высокий коэффициент издержек при изготовлении продукции. Украинские метпредприятия в этом отношении заметно проигрывают своим иностранным конкурентам. А высокий показатель производственных затрат сильнее всего бьет по тем группам в черной металлургии страны, которые не располагают собственными источниками сырья.
Указанные провалы, отметил В.Власюк, собственно и формируют зону риска для нашей металлургии далеко уже не первый год. И кризисные условия работы не избавили украинских металлургов от воздействия этих рисков. Напротив, за период спада 2008-2009 годов отечественные метзаводы и комбинаты по уровню производства были отброшены на десятилетие назад – к 2001 году. На пиковый же в 2000 годах показатель выплавки стали (почти 43 млн тонн в 2007) наша страна, по его убеждению, уже вряд ли выйдет.
Неутешительный прогноз
Второй и третий факторы из означенного перечня рисковости, утверждают в Укрпромвнешэкспертизе, можно существенно нивелировать, занявшись срочной модернизацией и реконструкцией производств. Причем "помимо приложения явных усилий в сфере снижения затрат сырьевых материалов и энергоресурсов при производстве чугуна, стали и проката, нашим металлургам следует обратить внимание и на экологические аспекты модернизации", – говорит В.Власюк.
Свое мнение он объясняет тем, что меткомпании из развитых стран сейчас все больше средств направляют на снижение уровня загрязнения окружающей среды. Эти затраты увеличивают себестоимость производимой ими стали, из-за чего она проигрывает в ценовой конкуренции. Западные метпроизводители уже сегодня обращают внимание на данное обстоятельство и предупреждают наших металлургов о необходимости реализации ими экологических программ. Иначе не исключено, что к металлопродукции из Украины (как в случае с прокатом, так и полуфабрикатом) в том же Евросоюзе скоро начнут применять меры дискриминационного характера.
При всем этом В.Власюк констатировал, что особого желания проводить коренную модернизацию черной металлургии в Украине сейчас нет. Единственный серьезный проект, отметил эксперт, который будет завершен, – это электросталеплавильный комплекс "Днипросталь" компании "Интерпайп" (работы по его строительству уже выполнены на 55-60% – прим. автора). Определенные планы реализует и группа "Метинвест" в отношении контролируемых ею активов. А вот по другим предприятиям отрасли, уверен эксперт, ситуация с готовностью тратить средства на широкомасштабное техразвитие "очень неопределенная".
Нюансы же первого из названных рисков – экспортного – конкретизировал начальник аналитического отдела ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Александр Крайников. По его словам, на конец 2010 года Украина возобновила поставки металлопродукции только в ЕС и Азию. Однако так и не был компенсирован спад натуральных продаж на рынки Турции, стран Ближнего Востока и Северной Африки. Более того, предупредил эксперт, в последующие годы присутствие украинской металлопродукции в этих регионах может оказаться под большим вопросом.
Причина – в программах развития собственной металлургии, которые в указанных регионах реализовались в том числе и в кризис. По данным Укрпромвнешэкспертизы, в 2006-2010 годах в Турции было запущено новых мощностей на 12 млн тонн годового производства металлопродукции, в странах Ближнего Востока и Африки – 12,8 млн тонн. И эти процессы лишь набирают силу. Так, в Юго-Восточной Азии (помимо Китая) в ближайшие годы планируют ввести в строй новые метмощности на 20 млн тонн. Причем во всех случаях речь идет не только о строительстве прокатных станов, но о развитии именно сталеплавильного передела, особо акцентировал внимание А.Крайников.
В подобной ситуации, утверждают в Укрпромвнешэкспертизе, сужение традиционных экспортных рынков для отечественной металлопродукции выглядит практически неизбежным, причем уже по истечении двух лет. "Сегодня украинская металлургия столкнулась с тем вызовом, что для нее уже не остается внешних рынков сбыта с долгосрочной перспективой развития продаж. По разным причинам, но это затрагивает абсолютно все регионы. В кризис Украина снизила объем металлоэкспорта на более чем 4,5 млн тонн – с 28,2 млн тонн в 2007 году до 23,5 млн тонн по результатам 2010 года. И данное упущение, к сожалению, является уже необратимым. Какие-либо конъюнктурные всплески экспорта данную тенденцию не изменят", – уверен А.Крайников.
Снижение экспортных поставок, в свою очередь, повлечет за собой необходимость в сокращении излишних металлургических мощностей. К таковым в нашей стране, по расчетам Укрпромвнешэкспертизы, сегодня можно отнести сталеплавильное оборудование с 8 млн тонн годовой выплавки. К лишним в основном причисляются мартеновские производства. Их вывод из эксплуатации без строительства альтернативных конвертерных или электросталеплавильных агрегатов практически предрешен, уверен В.Власюк.
А единственный надежный выход для отечественных металлургов в Укрпромвнешэкспертизе видят в интенсификации усилий по развитию внутреннего потребления. Сегодня наши метпредприятия, в силу экспортной зависимости, на домашний рынок обращают мало внимания. Однако, невзирая на его относительно невысокую металлоемкость в сравнении с экспортом (по результатам 2010 года В.Власюк оценивает его объем на уровне 7,2 млн тонн против 6,2 млн тонн в 2009), внутренний рынок имеет большой скрытый потенциал.
Так, по данным Укрпромвнешэкспертизы, сегодня в нашей стране образовался требующий замены металлофонд в объеме 327 млн тонн. Заложенный в него старый прокат по большинству позиций выпускается на отечественных метпредприятиях. Следовательно, лишь масштабная программная замена металлофонда избавит наших металлургов от экспортной зависимости и связанных с нею рисков минимум на ближайшее десятилетие.
Оптимистические оценки
Аналитик ИК BG Capital Евгений Дубогрыз согласен с тем, что внутреннее металлопотребление в Украине имеет определенные предпосылки к развитию. Рано или поздно, но собственники устаревшего металлофонда просто столкнутся с необходимостью его обновления: "Конечно, если в долгосрочной перспективе они хотят производить продукцию, а не заниматься торговлей металлоломом". Но такие решения, полагает аналитик, вряд ли будут приниматься централизованно, на государственном уровне и в рамках масштабной программы замены металла в указанных объемах.
Со своей стороны старший аналитик ИК Dragon Capital Александр Макаров говорит, что рост внутреннего потребления металла в Украине ограничен рядом обстоятельств. "По мере восстановления экономики страны от последствий кризиса, – рассуждает он, – украинский рынок металла также будет расти. Однако рост потребления стали на внутреннем рынке в 2-3 раза в ближайшие годы представляется неосуществимым. Для этого нужно очень масштабно нарастить объемы работ в строительстве. Но в стране не наблюдается соответствующего уровня платежеспособного спроса на жилье у населения. Нереальным видится и резкое увеличение металлопотребления в украинской промышленности".
Что же касается украинских объемов метпроизводства-2011, то в BG Capital прогнозируют куда более заметный рост в этой сфере. По расчетам Е.Дубогрыза, в наступившем году Украина произведет не менее 37,4 млн тонн сырой стали, что на 14,5% больше аналогичного показателя, определяемого им в по результатам прошедшего года (+10% к уровню-2009 или 32,7 млн тонн). При означенном приросте, убежден эксперт, о безальтернативном выводе даже мартеновских мощностей из эксплуатации говорить нельзя: "Конечно, мартены как наименее производительные и неэкологичные агрегаты по выплавке стали в Украине будут постепенно выведены. Но этим дело не закончится. Вместо них построят конвертерные производства".
Эксперт считает, что поставки украинской стали на внешние рынки в новом году увеличатся на 13,5% в сравнении с итогами 2010 года и составят 27,5 млн тонн. Внутри Украины также будет отмечен рост металлопотребления. По оценкам Е.Дубогрыза, в 2011 году емкость отечественного металлорынка вырастет до 7,7 млн тонн, что на 22% больше предварительного показателя по 2010 году – около 6 млн тонн. А основным стимулом послужат мероприятия по подготовке к Евро-2012. Под их реализацию будет поставлено более 1,2 млн тонн дополнительно произведенной в стране металлопродукции.
Существенное увеличение экспорта украинского металла в 2011 году Е.Дубогрыз прямо увязывает с несколькими факторами. Во-первых, на руку отечественным металлургам играет пока еще приемлемая себестоимость украинской стали (учитывая транспортные расходы). Если у наших конкурентов из России этот показатель достигает сегодня 470-500 долл./тонн полуфабриката, то для украинской стали он составляет 450-480 долл./тонн. В итоге отечественные металлурги все еще сохраняют ценовое преимущество при поставках полуфабрикатов на определенные рынки.
Во-вторых, владельцы некоторых украинских метпроизводств в начале 2011 года с большой долей вероятности смогут решить проблемы с оборотными средствами и оплатой поставок ЖРС. Это позволит существенно повысить загрузку мощностей таких предприятий, как Алчевский МК и ДМК им.Дзержинского. В последние месяцы 2010 года их загрузка снижалась до 40%, а общий объем выплавки стали по итогам минувшего года у АМК и ДМКД уменьшился примерно на 20% в сравнении с результатом-2009. Трудности с обеспечением ЖРС были и у МК "Запорожсталь", мощности которого в 2010 году были загружены на 55-60%, а объем производства по его итогам примерно уравнялся с показателем кризисного 2009.
"Указанные моменты объясняются не тем, что комбинаты не получали заказов на продукцию. Например, ИСД в начале прошлого года подписал контракт с ближневосточным трейдером Litat на поставку 4,8 млн тонн полуфабриката в год (+20% к годовым объемам поставок в 2006-2008 годах), а также с рядом российских потребителей. Спрос на недорогую украинскую сталь в мире вполне сформирован. Это видно на примере трех крупнейших меткомбинатов: ArcelorMittal Кривой Рог, Азовстали и ММК им.Ильича, нарастивших производство на 25-30% уже в прошедшем году. Проблемой ИСД и Запорожстали была нехватка рабочего капитала, необходимого для закупки дорожающего сырья. Следствием финансовых проблем стало нарушение ритма поставок железной руды и коксующегося угля. Сейчас же наблюдаются все признаки того, что в начале 2011 года проблема с дефицитом оборотных средств будет решена, и эти предприятия быстро нарастят загрузку мощностей", – комментирует аналитик BG Capital.
По мнению Е. Дубогрыза, единственным рисковым направлением экспорта для украинских металлургов является сегодня Евросоюз. Дальнейшее увеличение поставок готовой металлопродукции из Украины в Европу, говорит он, может спровоцировать появление заградительных мер со стороны местных производителей. Но при реализации полуфабриката на традиционных экспортных рынках Украины (Ближний Восток и Северная Африка) отечественные метпредприятия свои позиции не сдадут. Главный козырь – очень привлекательная цена.
Схожей точки зрения придерживается и А.Макаров: "Конкуренция, конечно, ужесточается. Но я бы не стал говорить о том, что ее уже выиграли те же турецкие метпроизводители. Их развитие происходило за счет электрометаллургических заводов, металлолом на которые поступал во многом из Украины и России. Сейчас данные страны приближаются к существенному сокращени. экспортных поставок лома. А это взвинтит цены на него и усилит нашу конкурентоспособность за счет выигрыша по себестоимости в аглодоменном переделе".
Определенное развитие украинских металлопродаж аналитики инвесткомпаний усматривают и в случае с Юго-Восточной Азией (кроме Китая). По оценкам BG Capital, в нынешнем году отечественные метпредприятия увеличат поставки полуфабриката в этот регион на 18% – до 3,84 млн тонн. Здесь на руку нашим металлургам сыграет госполитика КНР по ограничению экспортной активности местных производителей. Е.Дубогрыз уверен, что на протяжении 2011 года означенный фактор будет и далее "замыкать" китайские метпредприятия в рамках внутреннего рынка.
Вице-президент Research&Consulting Group Александр Сирик согласен с намеченными тенденциями относительно географии украинского металлоэкспорта. Но в случае с ЮВА он делает одну оговорку: "Данный рынок следует всегда рассматривать в привязке к текущей ситуации в китайской металлургии. Если бы рынок Китая был естественным, тогда можно было бы строить выверенные прогнозы. Но производство и экспорт металлопродукции в этой стране довольно сильно зарегулированы. И даже небольшое снижение экспортных пошлин способно вызвать "сбытовое наводнение" на окружающих КНР металлорынках. Случись это, весь украинский металлоэкспорт мгновенно "смоет" из региона".
А.Сирик также отметил, что перспективными для Украины могут быть американские рынки: если в 2011 году определенные страны этого региона отменят пошлины на ввоз нашей металлопродукции. А традиционно стабильным направлением сбыта, по его мнению, останется рынок СНГ и России. В РФ, в частности, реализуют инфраструктурные проекты в рамках подготовки к проведению Олимпиады-2014 в Сочи и планируют строительство объектов для чемпионата мира по футболу 2018 года. Обслуживать все эти проекты металлом исключительно российского производства не всегда выгодно – из-за транспортных затрат по доставке продукции. "И южные области РФ по-прежнему будут активно потреблять украинский металл, который обходится им дешевле в силу логистических преимуществ отечественных метпредприятий", – объясняет вице-президент Research&Consulting Group.
Старший аналитик Dragon Capital в целом разделяет точку зрения коллег о неплохих перспективах украинского металлоэкспорта в 2011 году. Относительно же более долгосрочных ожиданий А.Макаров дает следующий прогноз: "Если подтвердятся наметившиеся тренды по стабильному росту спроса на сталь и не обвалится потребление в Китае, то через 4-5 лет мы вполне сможем увидеть в Украине докризисные объемы метпроизводства".
Плата за рост
Как бы там ни было с конкретными сценариями работы черной металлургии Украины в нынешнем году, но все эксперты сходятся в одном. А именно: рост производства и цен на сталь обязательно будет сопровождаться удорожанием сырьевых материалов.
"Мы называем это "жерновами конкуренции". С одной стороны, увеличение затрат на сырье вынудит производителей стали повышать цены на нее. С другой – ужесточение конкуренции на традиционных рынках сбыта украинской металлопродукции заставит сдерживать ее удорожание", – отметил В.Власюк. По его расчетам, в среднем по наступившему году цена квадратной заготовки увеличится на 65 долл./тонн относительно уровня декабря 2010. А стоимость ЖРС и коксующегося угля вырастет на 25% и 20% соответственно. (В прошлом году их средняя цена составила 118 долл./тонн по бразильской мелкой руде и 215 долл./тонн по углю.)
В инвесткомпании BG Capital говорят о росте экспортных цен на украинскую сталь в этом году в среднем на 12% при 14-22% удорожании входящего сырья. "В целом, глобальные ожидания по наращиванию металлопотребления в связи с восстановлением миров
|