Вагоностроение Украины (2007 г.)
Вагоностроение в Украине – очень перспективная отрасль, поскольку железнодорожный транспорт является одним из весомых факторов нормального существования экономики страны. Железнодорожный транспорт обеспечивает большую часть перевозок товаров, следует помнить и о большом пассажиропотоке. На сегодняшний день в вагоностроении сложилась благоприятная ситуация:
заводы-производители вагонов нашли потребителей своей продукции за рубежом, в результате чего руководство заводов заботится о сертификации своей продукции в других странах постоянно разрабатываются новые модели как грузовых, так и пассажирских вагонов с учетом новейших разработок в вагоностроении модернизируются старые модели вагонов производство вагонов на украинских заводах ориентировано на потребности заказчика Украинские производители вагонов, помимо выполнения заказов от «Укрзализныци», активно сотрудничают с различными крупными транспортными компаниями.
Данная отрасль в Украине ориентирована на экспорт. Объемы экспорта традиционно превышают объемы импорта. По экспертным оценкам, украинские производители поставили в зарубежные страны различных вагонов и локомотивов на сумму 1,42 млрд USD. Экспортные поставки из Украины в другие страны в будущем вполне могут увеличиваться.
Динамика экспорта продукции вагоностроительных заводов за 2007 г.
заводы-производители вагонов нашли потребителей своей продукции за рубежом, в результате чего руководство заводов заботится о сертификации своей продукции в других странах постоянно разрабатываются новые модели как грузовых, так и пассажирских вагонов с учетом новейших разработок в вагоностроении модернизируются старые модели вагонов производство вагонов на украинских заводах ориентировано на потребности заказчика Украинские производители вагонов, помимо выполнения заказов от «Укрзализныци», активно сотрудничают с различными крупными транспортными компаниями.
Данная отрасль в Украине ориентирована на экспорт. Объемы экспорта традиционно превышают объемы импорта. По экспертным оценкам, украинские производители поставили в зарубежные страны различных вагонов и локомотивов на сумму 1,42 млрд USD. Экспортные поставки из Украины в другие страны в будущем вполне могут увеличиваться.
Динамика экспорта продукции вагоностроительных заводов за 2007 г.
Данная отрасль в целом ориентирована на производство различных моделей грузовых вагонов. Доля произведенных на экспорт пассажирских вагонов пока мала – чуть более 1%. Но о готовности производства пассажирских вагонов заявили несколько предприятий, например, Харьковский вагоностроительный завод.
Общая структура экспортных поставок
Общая структура экспортных поставок
Структура распределения предприятий по регионам Украины
Всего в вагоностроении работают 18 предприятий. Предприятия вагоностроительной отрасли планируют объединиться в ассоциацию вагоностроителей Украины.
Крупнейшими являются:
ОАО «Крюковский вагоностроительный завод»,
ОАО «Днепровагонмаш»,
ОАО «Стахановский вагонозавод»,
ОАО «Азовобщемаш».
Большинство из перечисленных выше заводов изготавливают грузовые вагоны.
ОАО «Азовмаш» – крупное машиностроительное предприятие Украины, располагающее современной производственной базой, испытательными лабораториями и квалифицированными кадрами. Предприятие производит цистерны, современные крытые вагоны и вагоны-хопперы, газозаправочные комплексы, мощные мостовые перегружатели и портальные краны, оборудование для атомных электростанций, корпуса бронетехники; доменное и горнорудное оборудование; оборудование для производства стали. При этом вся созданная техника имеет российские и украинские сертификаты, подтверждающие ее высокий технический уровень. На предприятии постоянно разрабатываются модели вагонов.
В 2007 г. «Азовмаш» произвел более чем 9,82 тыс. вагонов. В 2008 г. в планах стоит увеличить выпуск вагонов до 11,78 тыс. ед.
Около 80% продукции этого завода экспортируется в Россию, Азербайджан, Германию, Венгрию, Турцию и другие страны. В 2007 г. предприятие работало с такими заказчиками, как меткомбинат «Азовсталь», «Укррефтранс», Новолипецкий металлургический комбинат, Магнитогорский металлургический комбинат.
В 2007 г. «Азовмаш» приступил к производству и сертифицировал в России вагоны-автомобилевозы. По заказу «Евросиб» компания изготовила уникальный вагон с цельнометаллическим полом. В первом квартале 2008 г. данное предприятие намерено начать серийный выпуск вагонов-платформ увеличенной грузоподъемности для перевозки двадцати- и сорокафунтовых крупнотоннажных контейнеров. Кроме этого, компания планирует запустить в серийное производство новые модели платформ – фитинговые и универсальные, крытого вагона с термоизоляцией, вагона для перевозки щепы.
В 2007 г. «Азовмаш» произвел более чем 9,82 тыс. вагонов. В 2008 г. в планах стоит увеличить выпуск вагонов до 11,78 тыс. ед.
Около 80% продукции этого завода экспортируется в Россию, Азербайджан, Германию, Венгрию, Турцию и другие страны. В 2007 г. предприятие работало с такими заказчиками, как меткомбинат «Азовсталь», «Укррефтранс», Новолипецкий металлургический комбинат, Магнитогорский металлургический комбинат.
В 2007 г. «Азовмаш» приступил к производству и сертифицировал в России вагоны-автомобилевозы. По заказу «Евросиб» компания изготовила уникальный вагон с цельнометаллическим полом. В первом квартале 2008 г. данное предприятие намерено начать серийный выпуск вагонов-платформ увеличенной грузоподъемности для перевозки двадцати- и сорокафунтовых крупнотоннажных контейнеров. Кроме этого, компания планирует запустить в серийное производство новые модели платформ – фитинговые и универсальные, крытого вагона с термоизоляцией, вагона для перевозки щепы.
В состав ОАО «Азовмаш» входят:
АО «Мариупольский завод тяжелого машиностроения» ОАО «Азовобщемаш» ОАО «Главный специализированный конструкторско-технологический институт» ОАО «Мариупольский термический завод» ЗАО «АзовЭлектроСталь».
Второй крупный производитель вагонов – ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» – предприятие с полным циклом производства, начиная от создания коммерческой и технической идеи производства и до осуществления поставок готовой продукции. Данный завод получил сертификаты качества ISO 9001 и AAR. В 2007 г. было изготовлено свыше 7 тыс. вагонов. Запланированная мощность «Крюковского вагоностроительного завода» составляет 0,2 тыс. пассажирских и 8 тыс. грузовых вагонов в год.
На этом предприятии серийно изготавливают как пассажирские, так и грузовые вагоны (вагоны-платформы, цистерны, вагоны бункерного типа, полувагоны).
На этом предприятии серийно изготавливают как пассажирские, так и грузовые вагоны (вагоны-платформы, цистерны, вагоны бункерного типа, полувагоны).
ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» обладает таким преимуществом как возможность быстрой переналадки на выпуск новой продукции, что позволяет с каждым годом расширять существующий каталог изготавливаемой продукции. В перспективе планируется запуск производства вагонов метро. Одним из крупных заказчиков в 2008 г. планирует стать «Укрзализныця». Данная компания планирует закупить на заводе 150-200 пассажирских вагонов.
ОАО «Днепровагонмаш» – одно из ведущих предприятий Украины и стран СНГ по проектированию и изготовлению грузовых вагонов для магистральных железных дорог и различных отраслей промышленности. На данном предприятии было разработано более 150 моделей грузовых вагонов, в активе предприятия самая широкая номенклатура выпускаемой продукции среди вагоностроителей в Украине и странах СНГ. Одним из преимуществ данного предприятия можно назвать наличие оборудования для изготовления до 6 видов различного подвижного состава одновременно. На предприятии могут выполнять заказы различного объема: как единичные, так и крупносерийные и массовые.
В 2007 г. было выпущено продукции на сумму около 762,3 млн грн., изготовлено почти 3,0 тыс. шт. вагонов. Как и в предыдущие годы, в 2007 г. большая часть продукции шла на экспорт – более 80%. Крупнейшим экспортером является Россия.
Еще одним крупным производителем является «Стахановский вагоностроительный завод». На заводе изготовляют платформы (в том числе для перевозки крупнотоннажных контейнеров), вагоны-минераловозы, полувагоны, полимеровозы, муковозы, платформы для перевозки леса, вагоны-самосвалы (думпкары), цистерны, вагоны для бестарной перевозки цемента, вагоны для перевозки кокса. В 2007 г. было изготовлено свыше 5,5 тыс. вагонов. Продукцию данного предприятия используют в Украине, России, Эстонии, Литве. Всего экспортируется до 95% продукции завода.
Государственное предприятие «Укрзализныця» также производит некоторое количество вагонов на собственных вагоноремонтных мощностях. В 2007 г. ГП «Укрзализныця» планировало производить до 300 полувагонов в месяц, а в 2008 г. – около 7 тыс. полувагонов в год.
Крупнейшим предприятием, которое специализируется на выпуске магистральных грузовых тепловозов, электропоездов постоянного и переменного тока, дизель-поездов с локомотивной тягой, является холдинговая компания «Лугансктепловоз». Компания произвела продукции на сумму 110 млн USD. В 2007 г. ОАО выпустило 50 самоходных вагонов, 32 дизельных локомотива, 1 локомотив электрический. Данное предприятие сотрудничает с ГК «Укрзализныця», а также экспортирует свою продукцию в Россию, Казахстан.
Таким образом, отрасль транспортного машиностроения в Украине очень перспективна для инвесторов. Предприятия данной отрасли работают как для украинских заказчиков, так и зарубежных. На заводах постоянно проектируются новые вагоны, которые отвечают требованиям и пожеланиям клиентов, что повышает их конкурентоспособность на рынках других стран. Также производится модернизация старых моделей вагонов. Наиболее развито производство грузовых вагонов. Однако некоторые предприятия оборудованы еще и для производства пассажирских вагонов.