Вторым наиболее массовым и крупнотоннажным видом металлопродукции железнодорожного назначения является производство колес и осей для локомотивов и вагонов. Технологически это производство занимает промежуточное положение между черной металлургией и металлообработкой и может относиться к каждой из этих отраслей. Непосредственно к черной металлургии может быть отнесено производство заготовок колес и осей, если оно не является частью интегрированного производственного цикла выпуска ходовых частей подвижного состава.
Производство ходовых частей подвижного состава, то есть вагонных тележек и их узлов, полностью определяется потребностями предприятий по выпуску и ремонту средств железнодорожного транспорта. Технологически производство колес и колесных пар для железнодорожных вагонов относится к подотрасли тяжелого машиностроения и сосредоточено на специализированных предприятиях, как правило горизонтально интегрированных в промышленные группы, производящие локомотивы и подвижной железнодорожный состав, а также в специализированных цехах предприятий указанной отрасли и на некоторых металлургических литейных заводах. Как правило, статистически производство данной продукции не выделяется и рассматривается как промежуточная продукция отрасли по производству средств железнодорожного транспорта.
Оценка масштабов мирового рынка колес и колесных пар для железнодорожных вагонов, проведенная ВНИКИ на основе данных по производству вагонов (около 100 тыс. в год) и их парку (более 4 млн.шт.), с учетом потребностей ремонта и модернизации парка, показывает, что в мире ежегодно производится 3-3,5 миллиона колес (или в пересчете - около 1500 тыс. колесных пар). Международная статистика не отслеживает регулярно объемы мирового производства колес, осей и аналогичной металлопродукции для железнодорожного подвижного состава как в целом, так и по основным странам. По оценке ВНИКИ на основе данных статистики ООН и ЕЭК ООН, МИЧС и сведений национальной статистики ряда стран, совокупный физический объем производства данной продукции в мире в настоящее время составляет около 1,5 млн. тонн в год.
Важнейшими производителями этой продукции являются Россия, США, Китай, США, Германия, Индия, то есть наиболее крупные мировые производители железнодорожного подвижного состава. При этом, производство вагонных тележек и их узлов, т.е. колес и колесных пар, в Индии и КНР ориентировано на внутренний рынок и их экспорт из этих стран относительно невелик. Наиболее интенсивные кооперационные связи в производстве средств железнодорожного транспорта имеют место в Европе. Среди важнейших экспортеров ходовых частей и их узлов для подвижного состава выделяются германские, итальянские, французские, а также японские компании. Возросшие требования в странах ЕС к качественным характеристикам узлов подвижного состава, как относительно их надежности и долговечности, так и в направлении снижения уровня шумового загрязнения окружающей среды, обусловливают рост взаимной торговли указанной продукцией между европейскими странами и импорт ими более дешевых аналогичных узлов из стран Восточной Европы и развивающихся стран в ряде случаев лишь в качестве полуфабрикатов.
В настоящее время в мире существует практика производства указанной продукции в соответствии с нормами UIC (Международного союза железных дорог), выпускающего специальные памятки (перечни технических норм), в которых оговорены принятые в международной практике общие требования по каждому из принципиальных узлов средств железнодорожного транспорта, в том числе и по колесам и колесным парам для вагонных тележек. Кроме того, в ряде стран (страны ЕС, США) приняты более строгие требования к критическим узлам железнодорожного подвижного состава. В частности, в США существуют стандарты AAR (Ассоциации американских железных дорог). По некоторым параметрам значительно более жесткие требования к узлам ходовой части (новые европейские стандарты) приняты в 90-х годах в странах-членах ЕС.
Анализ региональной структуры рынка колес и колесных пар показывает, что важнейшими потребителями указанной продукции являются страны с развитой системой железнодорожного транспорта - Индия, Китай, Россия, США, западноевропейские страны.
Рынок АТР в 90-е годы являлся крупнейшим региональным рынком сбыта железнодорожного подвижного состава и его узлов. КНР располагает одной из наиболее протяженных железнодорожных сетей и третьим по числу вагонов парком в мире, являясь, наряду с Индией, их крупнейшим производителем. Особенностью китайского рынка до настоящего времени является внутренняя самообеспеченность вагонами и их узлами (в т.ч. колесами и колесными парами) собственного производства. Экспорт вагонных колес и колесных пар из Китая невелик ввиду их несоответствия принятым в развитых странах стандартам качества. По нашим оценкам, в экспортных поставках рассматриваемой продукции из Китая преобладают "полуфабрикаты", требующие дальнейшей обработки. Динамично развиваются также рынки данного вида продукции Респ. Кореи и Тайваня, ориентирующиеся на импорт из западноевропейских стран (Франция, Италия, Германия) и Японии.
В южно-азиатском субрегионе емким рынком агрегатов для железнодорожного подвижного состава располагает Индия. Потребности в вагонах и их узлах в стране удовлетворяются преимущественно за счет собственного производства; импорт (из Румынии, Германии, Украины) осуществляется в тех случаях, когда агрегаты национального производства не соответствуют необходимым требованиям. Экспорт невелик, хотя государственное предприятие Министерства железнодорожного транспорта "Wheel & Axle Plant" (г.Бангалор) делает попытки выйти на европейский рынок.
Потенциально наиболее емким рынком узлов для подвижного состава являются страны СНГ, располагающие огромным парком грузовых и пассажирских вагонов. В то же время, экономические сложности и, как следствие, отсутствие необходимых финансовых средств на модернизацию железных дорог, резко сокращают платежеспособный спрос в этом регионе. Местные производители, располагая существенными производственными мощностями и в ряде случаев современным высокопроизводительным оборудованием, в данных условиях будут вынуждены искать выход на мировой рынок указанной продукции.
Для европейского рынка характерным является широкое развитие кооперации и взаимной торговли узлами вагонных тележек и другими агрегатами подвижного состава. В целом, на европейском рынке выдвигаются наиболее жесткие требования к некоторым качественным параметрам поставляемой продукции. Европейские компании (в частности, германская группа "Thyssen", французская "Valdunes", итальянская "Lucchini") являются мировыми лидерами в области новых технологических решений для данных узлов. Они являются поставщиками наиболее современных и высококачественных узлов (в т.ч. колес и колесных пар) на другие региональные рынки.
Североамериканский рынок (США, Канада, Мексика) по уровню требований к качеству узлов подвижного состава близок к западноевропейскому. США являются важным импортером колес и колесных пар, которые поставляются преимущественно из Японии и европейских стран. Особенностью американских железных дорог является преобладание грузовых перевозок при незначительных пассажироперевозках, что находит свое отражение в нормах AAR (Ассоциации американских железных дорог).
Емкость региональных рынков Африки (за исключением ЮАР) и Латинской Америки (за исключением Бразилии и Аргентины) невелика и местные потребители ориентируются, преимущественно, на импорт подвижного железнодорожного состава и его узлов.