Украина догоняет Россию
По информации Госкомстата Украины, за январь-март 2010 г. производство грузовых вагонов составило 7,8 тыс. единиц, что в 3 раза выше, чем за аналогичный период прошлого года. В т.ч., в марте выпуск вагонов вырос к уровню февраля на 23%, до 3 тыс. ед. Для сравнения: в РФ за 1-й квартал выпущено 10 тыс. вагонов, в т.ч., 3,2 тыс. в марте.
Украинское производство цистерн за 1-й кв. 2010 г. снизилось к уровню АППГ на 26%, до 3,9 тыс. единиц, в т.ч. в марте выпущено 1,2 тыс. ед.
Оценочно, выпуск грузовых вагонов в Украине за 2010 г. может составить 32-35 тыс. ед., цистерн – 16-17 тыс. До 90% выпускаемой отечественными вагонозаводами продукции идет на экспорт. Основные рынки сбыта традиционны – Россия, Казахстан и Беларусь, а также страны Балтии. Примерно 8 из каждых 10 выпущенных вагонов поставляются в Россию, где спрос в настоящее время практически вышел на докризисный уровень. Казахстан активно закупает украинские цистерны (в 2009 г. – 2,5 тыс. ед).
По информации Госкомстата, за январь-февраль текущего года экспорт железнодорожной техники (включая подвижной состав и спецтехнику для железных дорог) из Украины вырос более чем вдвое, и составил $245,56 млн. По итогам 2009 г., напомним, экспорт ж/д техники из Украины сократился на 70%, до $777 млн.
В то же время, внутри страны спрос остается очень слабым. Предварительные планы госадминистрации железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця») в 2010 г. закупить 2,225 тыс. грузовых полувагонов (а также 63 пассажирских вагонов и 17 локомотивов) пока не подкреплены соответствующим финансированием. Напомним, что в минувшем году УЗ упустила шанс купить вагоны по низким кризисным ценам – объявленный тендер по закупке 1 тыс. вагонов в итоге не состоялся.
Производство грузовых вагонов в Украине (тыс. ед.):
Предприятия | 2008 | 2009 | 1 кв.2010 г. | 2010 г. (оценка) |
Группа «Азовмаш» | 9,306 | 3 (8 мес.) | 2,55 | 12 |
Крюковский ВЗ | 6,4 | 3,3 | 1,96 |
6 |
Стахановский ВЗ | 5,5 | 1,2 | 1,77 | 6 |
«Днепровагонмаш» | 3,25 | 613 | 885 | 3,2 |
Всего в Украине | 30 | 12,6 | 7,8 | 32-35 |
Итоги предприятий
Группа компаний «Азовмаш» за 1-й квартал 2010 г. увеличила выпуск продукции грузового машиностроения в 1,7 раза – до 2554 ед. В т.ч., производство цистерн выросло на 45%, выпуск полувагонов вырос до 400 ед.
Отметим, что в марте производство грузовых вагонов составило около 1 тыс. ед.
Напомним, что в 2009 г. выпуск вагонов в группе «Азовмаш» сократился, по оценочным данным до 5 тыс., в т.ч., одно из базовых предприятий группы, Мариупольский завод тяжелого машиностроения, снизил их производство на 96%, до 185 ед.
На российском Армавирском заводе тяжёлого машиностроения, который принадлежит акционерам «Азовмаша», за 1-й квартал 2010 г. изготовлено 225 полувагонов, что в 2,2 раза выше, чем за АППГ. Всего в 2010 г. планируется реализовать 1200 вагонов. Продукцию АЗТМ покупают дочерние компании РЖД, в частности, «Первая грузовая компания» заказала заводу 370 крытых вагонов.
Согласно плану ДВМ, 65% это количества составят полувагоны, которые в настоящее время отгружаются преимущественно в РФ.
Крюковский вагоностроительный завод в январе-марте 2010 г. увеличил производство грузовых вагонов в 3,8 раза – до 1958 ед. В марте выпущено 740 вагонов, максимальный за последние 2 года показатель. Однако уже в апреле производство сократится до 700 ед., что, как сообщает предприятие, связано с дефицитом литья и увеличением с 1 апреля его стоимости на 25%.
Сейчас предприятие выпускает преимущественно полувагоны для российских заказчиков. В частности, для «Первой грузовой компании в Украине» будет поставлено 270 грузовых вагонов.
Прорабатывается вопрос о создании СП с Гомельским вагоноремонтным заводом, который будет собирать вагоны (пассажирские и грузовые) из вагонокомплектов КВСЗ. В 2010 г. в Беларусь планируется поставить комплекты 15 пассажирских и 500-600 грузовых вагонов.
Стахановский вагоностроительный завод за 1-й кв. выпустил 1774 грузовых вагона, сообщив при этом, что вышел на 2-е место среди производителей СНГ по выпуску самых востребованных на рынке универсальных полувагонов: за первые три месяца текущего года СВЗ выпустил 1574 люковых полувагона.
Предприятие ожидает загрузку производственных мощностей не менее чем на 65% (в 2009 году – 13%).
В настоящее время завод экспортирует до 95% продукции. В числе крупнейших покупателей – российская «Брансвик Рейл Лизинг», а также госпредприятия и частные компании Украины, РФ, Узбекистана, Казахстана, стран Балтии.
Финрезультаты украинских вагоностроителей (млн. грн.):
Предприятия выручка прибыль
2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г.
«Мариупольтяжмаш» 1 071,396 3 217,299 -167,443 -28,955
Крюковский ВЗ н/д 3 252,54 71,465 400
Днепровагонмаш 294,803 1 429,427 -136,885 163,332
Стахановский ВЗ 457,045 1 782,475 -56,3 95,162
«Лугансктепловоз» 523,469 1 256,33 -157,38 1,081
Источник: ugmk.info по данным предприятий
«Лугансктепловоз» в 2010 г. планирует выпустить от 50 до 60 локомотивов, из которых половину составят тепловозы для РЖД. Доступ к российским заказам будет зависеть от результата повторной приватизации госпакета акций предприятия, которые будут подведены в июне 2010 г. По предварительной информации, на покупку завода претендуют 1-2 компании, включая и бывшего его владельца «Трансмашхолдинг». Отметим, что возвращение российского собственника лоббируют не только на самом «Лугансктепловозе», почти на 80% зависящем от заказов из РФ, но также в правительстве и даже ФГИ, глава которого А. Рябченко прямым текстом заявил, что считает наилучшим вариантом покупку украинского предприятия «Трансмашхолдингом».
Кроме того, «Лугансктепловоз» также надеется на заказ «Укрзализныци» по изготовлению скоростных электропоездов повышенной комфортности для межрегионального сообщения.
Российский рынок – места хватит?
Российские железные дороги остаются крупнейшим заказчиком грузового вагоностроения в СНГ. В минувшем году приобретено более 9,5 тыс. грузовых вагонов, а в 2010-2011 г. РЖД, включая «дочек» (ПГК и «Трансконтейнер»), планирует купить 33 тыс. единиц.
Кроме того, перспективным заказчиком является крупнейшая частная транспортная компания Globaltrans, которая уже разместила на российских вагоностроительных предприятиях заказы на строительство 6,5 тыс. полувагонов. Отметим, что в парке компании на конец 2009 г. находилось 37,22 тыс. ед. подвижного состава.
В целом, объем рынка грузового подвижного состава России в 2010 г. составит, по оценкам, от 30 до 40 тыс. ед.
Поставить требуемое количество вагонов местные вагоностроители не смогут, поэтому часть российских заказов традиционно выполнят украинские заводы.
Напомним, что в России около 75% производства приходится на 3 компании – УВЗ, «Рузхиммаш» и «Алтайвагон». В 2009 г. эти компании выпустили соответственно, 9,24 тыс., 5,5 тыс. и 3,85 тыс. вагонов.
В целом же, в 2009 г. производство грузового подвижного состава сократилось на 45%, до 24 тыс. ед.
Согласно информации газеты «Гудок», в 2010 г. УВЗ планирует выпустить более 24,5 тыс. вагонов, включая 18 тыс. полувагонов и 5,5 цистерн. «Алтайвагон» намерен произвести более 9 тыс. вагонов, «Рузхиммаш» и «Промтрактор-вагон» – более 4 тыс. каждый.
Конкуренция растет
Отметим, что в настоящее время в пользу украинских вагоностроителей работает несколько факторов – прежде всего, опережающий предложение рост спроса на грузовой подвижной состав в РФ, к которому местные производители оказались не готовы. Несмотря на то, что в России, в отличие от Украины, все крупнейшие вагонозаводы уже имеют, или готовятся запустить, собственные мощности по выпуску литья, в 1-м квартале из-за дефицита этой продукции многие предприятия не смогли выполнить свои планы.
Кроме того, из-за быстрого удорожания металлопроката российские вагоны существенно подорожали, дав дополнительное преимущество украинскому импорту. По данным источников в РФ, себестоимость производства вагонной продукции на ведущих предприятиях достигла $40 тыс., что близко к отпускной цене ряда украинских заводов.
И наконец, украинская продукция сейчас не только дешевле, но и качественнее российских аналогов.
Если в 2007-2008 гг. РЖД выдвигали претензии к вагонам производства «Азовмаша» и КВСЗ, то в 2009-2010 нареканий на украинские вагоны не было. Ряд экспертов, в т.ч., российских, признают, что сегодня украинские полувагоны и цистерны обладают более высокими качественными и эксплуатационными параметрами, чем российские.
В то же время, по информации РЖД, только с начала 2010 г. ведомство зафиксировал 45 изломов боковых рам по причине некачественного литья. По словам президента РЖД Владимира Якунина, «только в марте зафиксировано 3 схода грузовых поездов, в том числе, по причине указанных повреждений! Значительная часть брака приходится на литье, поставляемое нам «НПК «Уралвагонзавод» и датированное 2007 г. выпуска. Эти данные говорят о том, что фактически никто не занимается повышением качества продукции поставщиков».