На Лондонской бирже металлов алюминий сегодня в передовиках. За последний год цены на него выросли почти в полтора раза – с 1800 долл. до более чем 2600 долл./тонн. И крупнейшие производители убеждают публику, что это совсем не предел и еще в текущем году ценовая кривая алюминия может переползти за 3000 долл. Однако аналитики пожимают плечами: на рынке все еще наблюдается переизбыток предложения крылатого металла.
По данным Всемирного бюро металлургической статистики (WBMS), в первом квартале 2011 года спрос на алюминий на планете составлял 10,07 млн тонн, что на 360 тыс. тонн больше, чем за аналогичный прошлогодний период. При этом нынешний избыток предложения оценивался в 252 тыс. тонн. И хотя сегодня желающих приобрести алюминий гораздо больше, чем год назад, но и возможностей увеличения его выпуска предостаточно. Не исключено, что Al-металлургия балансирует на грани перегрева. Много ранее законсервированных производств снова раздули печи, особенно в Китае. И это уже отразилось в статистических данных. В апреле экономика КНР увеличила суточный выпуск алюминия на 6% относительно показателей марта. Учитывая, что в Поднебесной производится почти 40% всего мирового алюминия, это существенная прибавка.
Китай выбился в мировые алюминиевые лидеры еще в 2003 году, ну а в 2010 после глубокого ценового провала в этом сегменте подтвердил свои лидерские притязания. Именно в 2010 КНР вышла на первое место в мире по объемам алюминия, использованного в автомобилестроении, а ранее не особо известная Шанхайская фьючерсная биржа стала одним из локомотивов, которые потянули цены на алюминий вверх. Сейчас Пекин даже сдерживает пыл своих цветных металлургов, опасаясь алюминиевой затоварки на внутреннем рынке и нехватки электроэнергии в других потребительских секторах. Возможно, правительство КНР было несколько ошарашено заявлением Китайской ассоциации производителей цветных металлов об увеличении в 2011 году объемов производства алюминия на 24%, или до 20 млн тонн.
Министерство промышленности Китая призвало местные органы власти прекратить поддержку проектов расширения мощностей по выпуску алюминия, отказавшись от предоставления льгот по налогам, плате за землю и тарифам на электричество для алюминиевых заводов. Согласно оценкам китайского Минпрома о перегреве отрасли красноречиво свидетельствует тот факт, что ее рентабельность в первом квартале 2011 была на 41,8% ниже, нежели годом ранее. К тому же существующие мощности страны по производству алюминия загружены пока на 70%. А если бы все начатые алюминиевые проекты были реализованы, то уже в 2015 Китаю пришлось бы выпускать порядка 30 млн тонн алюминия, т.е. вдвое больше, чем произведено в прошлом году. В настоящее время в Поднебесной строятся или расконсервируются 23 алюминиевых предприятия. Очевидно, власти притормозят этот шальной темп, но возникают опасения, как бы китайский импульс сдерживания не дал охлаждающий сигнал всему мировому рынку алюминия.
Впрочем, некитайские производители крылатого металла подвохов от конъюнктуры не ждут. Согласно прогнозу генерального директора компании Alcoa Клауса Кляйнфельда в ближайшее десятилетие мировой спрос на алюминий может вырасти в два раза. В текущем же году, как считают в Alcoa, мировое потребление алюминия повысится на 12% за счет увеличения объема заказов со стороны автомобильной и авиастроительной индустрий. "Спрос сохраняется на всех конечных рынках, за исключением строительного сектора в США и Европе, – отметил К.Кляйнфельд. – В целом цены имеют тенденцию к росту по той простой причине, что спрос повышается. Мы алюминизируем мир".
Прогноз российского Русала также искрит задором. Группа Олега Дерипаски ожидает, что спрос на алюминий в 2011 увеличится на 13% – до 46 млн тонн, а его локомотивами будут такие страны БРИК – Китай, Бразилия, Индия и Россия. Причем если в Китае и Индии грядущий прыжок спроса оценивается в 15-16%, то рост продаж алюминия в России и странах СНГ Русал ждет в пределах 22% (до 900 тыс. тонн), благодаря уверенному производственному подъему в машиностроении, строительной и упаковочной отраслях. Соответственно российские алюминщики ждут и достаточно высоких цен на свой продукт – свыше 2700долл./тонн в среднем за 2011 год.
Еще дальше зашли в ценовом прогнозе аналитики авторитетной консалтинговой компании Harbor Intelligence. Они полагают, что в июне-сентябре стоимость алюминия немного просядет, достигнув дна 2011 где-то в пределах 2400 долл./тонн. Однако уже в четвертом квартале или, на худой конец, в первом 2012 – они вырастут до 3000 долл./тонн. В 2013-2015 годах, как считают в Harbor Intelligence, алюминий еще поднимется в цене – до 3400 долл./тонн. Прямо пора бежать вкладывать деньги в алюминиевые слитки.
Хотя скептиков среди аналитиков тоже немало. Так, эксперты группы Societe Generale предупреждают, что угрозой для рынка алюминия в силу его зависимости от динамики экономического цикла являются признаки замедления роста мировой экономики. Они обращают, в частности, внимание на то, что в мае 2011 до самого низкого уровня за последние восемь месяцев (52,9 пункта) упал индекс деловой активности PMI в мировом обрабатывающем секторе, рассчитываемый JP Morgan-Markеt. При этом замедление экономики коснулось почти всех крупных стран мира, в т. ч. США, государств еврозоны, Китая, Индии, России и т.д.
"У нас вызывает удивление рост цены алюминия в этом году, – заявляют в российской компании "ВТБ Капитал". – Мы ожидаем сохранения избыточного предложения как минимум до второй половины 2013 без учета потенциального завершения финансовых сделок на определенном этапе, при котором рынку придется "переварить" несколько миллионов тонн металла. Таким образом, ухудшение фундаментальной картины, как мы ожидаем, в ближайшее время ограничит рост цены алюминия, после чего во второй половине 2011 года рынку предстоит период консолидации".
К факторам, негативно влияющим на привлекательность алюминиевой торговли, относится и мировой рост цен на энергоносители, что прямо отражается на стоимости электричества – основной статье затрат при производстве алюминия. Например, у того же Русала в первом квартале 2011 расходы на электроэнергию увеличились на 30-50% (по разным заводам).
Землетрясение в Японии и взрыв на АЭС "Фукусима" стали еще одним неожиданным хуком для отрасли. Именно этими событиями объясняется майское падение котировок алюминия как на Лондонской бирже металлов, так и на других площадках. Японский автопром практически на месяц остановился, и это заметно сказалось на глобальном автостроении, поскольку комплектующие недополучили заводы по всей планете. А на автомобилестроение сейчас приходится 26% общемирового потребления крылатого металла. Так что он не столько крылатый, сколько колесный. Сейчас экономика Японии понемногу оправляется от удара стихии, но сейсмообстановка в регионе все еще остается тревожной.
Таким образом, сегодня перспективы алюминиевого рынка резоннее характеризовать не как восторженные, а как умеренно оптимистичные. Примерно так оценивают ситуацию в французском BNP Paribas, прогнозируя среднюю цену на алюминий в 2011 году на уровне 2575 долл./тонн, а рост мирового спроса – на 8-9%. Специалисты Royal Bank of Scotland считают достаточно вероятным, что в 2011 цены на алюминий вырастут на 20%, достигнув передкризисного уровня, но при этом делают оговорку: "У этого рынка есть опыт проигрывать, когда победа, казалось, так близка".
В контексте сказанного решение о понижении в классе принадлежащего Русалу Запорожского алюминиевого комбината (единственного серьезного производителя этого металла в Украине) может показаться преждевременным. ЗАлКу, правда, оставили возможность производить катанку из привозного российского сырья, первые партии которого уже поступили на завод в мае. Но объемы в пределах 1,3-1,5 тыс. тонн катанки в месяц – это мелочь по сравнению с тем, что не так давно комбинат выпускал свыше 100 тыс. тонн первичного алюминия в год. Исходя из этого, можно предположить, что вопрос о реприватизации ЗАлКа будет возникать в Украине еще неоднократно. Особенно в условиях восходящего тренда на мировом алюминиевом рынке.
Олег Дорожовец
МинПром
|