КОМПАНИЯ "УКРБАС"
Главная » 2011 » Октябрь » 31 » 31.10.2011 Алюком-Тайшет: крапленый туз в рукаве Олега Дерипаски
19:03
31.10.2011 Алюком-Тайшет: крапленый туз в рукаве Олега Дерипаски
Богатые тоже плачут. Рядовому обывателю и не снились те проблемы, которые чуть ли не ежедневно возникают у людей, владеющих заводами, газетами и пароходами.

Взять, например, гражданина России Олега Дерипаску. Казалось бы, жил бы себе да жил, занимался бы теоретической физикой, растил детей и бегал по утрам трусцой. Так нет, понесло его в бизнес. В результате имеет он на сегодняшний день 16 миллиардов долларов, которые ни один здравомыслящий человек при жизни потратить не сумеет никак.


Однако и у него не все так легко в жизни. Всего полтора месяца назад, на встрече с экологами в рамках БЭФа, Олег Дерипаска буквально плакался на тяжкую жизнь российского олигарха.


Напомним, в руках господина Дерипаски находятся:

Компания "En+ Group", занимающаяся добычей и производством алюминия, глинозема, молибдена, урана и прочего;
Компания "Базовый элемент", специализирующаяся на машиностроительной, горно-металлургической, энергетической, финансовой, строительной, авиационной, агропромышленной и других отраслях экономики. В руках "БазЭла" - заводы "ГАЗ", "Абаканвагонмаш", "Авиакор", " Военно-промышленная компания", "Трехгорная мануфактура", не говоря уже о таких мелочах, как банк "Союз", "Ингосстрах", куча целлюлозных заводов;
Компания "РусАл", специализирующаяся на производстве алюминия и глинозема, попутно контролирующая энергетику Сибири, в частности, ОАО "Иркутскэнерго".

Само собой, от такого количества разного рода бизнесов у любого голова пойдет кругом. Но дело не в голове - как раз с ней у господина Дерипаски, судя по всему, все в порядке.

Не в порядке с алюминием.


Представим себе упрощенную схему алюминиевого бизнеса в России.


Относительно дешевые бокситы приобретаются за границей. В России бокситов очень мало, они сосредоточены, к разочарованию нашего олигарха, в тропических странах. Цена бокситов, приобретаемых в Китае, составляет около 150 рублей за тонну.


Из бокситов получают глинозем (оксид алюминия). Цена тонны глинозема уже сильно варьирует в соответствии с мировой конъюнктурой в диапазоне 300-600 долларов за тонну.


Производство глинозема относительно безвредно, в отличие от следующего этапа - производства алюминия. Для производства тонны алюминия требуется примерно 1930 кг глинозема, 50 кг фтористых солей (криолита), 550 кг угольных электродов (анодной массы или обожжённых анодов) и до 18 000 киловатт-часов электроэнергии. То есть – следите за руками – тонна алюминия должна иметь себестоимость, с учетом только сырья, около 2000 долларов. Само собой, к этой цене добавляются зарплата рабочих и инженеров, стоимость капитального строительства, транспортные расходы - в результате себестоимость тонны алюминия в России вырастает до 2600 долларов. Минимум. А стоит он на мировом рынке – внимание! – 2200-2400 долларов за тонну.


К экологии обратимся чуть позже, а пока подумаем - каким же надо быть фокусником, чтобы при себестоимости 2600, продавать товар за 2400 и еще и иметь прибыль?


А все просто. Господин Дерипаска – отнюдь не фокусник. Он просто умеет договариваться.


Те расклады по ценам, которые мы нарисовали - это для всех. Так сказать, для негров. Но господин Путин не зря же катается в разные страны и проводит встречи с випами. Он и про друзей не забывает – все-таки он не ботаник какой-нибудь, как некоторые, а внятный пацан. Мы Индонезии десяток самолетов Су-27 по льготной программе - они нам бокситы по дешевке. В смысле, не нам, конечно, а конкретным структурам конкретного олигарха. При этом самолеты-то государственные, а вот бокситы - вполне себе частные. С криолитом еще проще – основное месторождение в Гренландии, которая принадлежит Дании. А Европе страх как нужен российский газ. Вот баш на баш и выходит.


С электричеством еще проще. Это рядовому иркутянину оно продается по скромной цене 60 копеек за киловатт-час. Кстати, рядовому предприятию – существенно дороже, отчего предприятия волком воют и несусветно задирают цены на свою продукцию, что в конечном итоге бьет по карману все того же рядового обывателя.

Но алюминиевых заводов это не касается. Для них такса другая – ибо производство электроэнергии находится в тех же самых руках, что и заводы. Так что электричество для производства алюминия на заводах Дерипаски – почти бесплатное. Очень удобно. И единственное, чего никто не понимает в этих раскладах – так это для чего в России антимонопольная служба.

С зарплатами тоже просто. Кто-нибудь в курсе, сколько получает квалифицированный рабочий анодного цеха, работающий в условиях, крайне вредных для здоровья? Наверное, не в курсе. И не надо. Спокойнее спать будете. Потому что таких зарплат, как говорится, не бывает. Впрочем, с зарплатами работягам тоже скоро придется расстаться: Олег Дерипаска человек продвинутый, современный, технологически подкованный, а потому полным ходом заменяет скоропортящихся рабочих на вечных роботов. А рабочих на улицу - свежим воздухом дышать. Говорят, полезно. Например, на крупнейшем в мире Братском алюминиевом заводе, по некоторым данным, к концу 2011 года под сокращение попадет не менее двух третей всего коллектива. Невзирая на выборы. Ибо бабки.


Что там еще осталось? Капитальное строительство? Ну, с этим вообще просто. И тут самое время вернуться к заголовку статьи. Взять, например, Тайшет и чудесный завод Алюком, который там строится, дай Бог памяти, уже лет 15. Вы полагаете, господин Дерипаска по-честному купил за деньги 220 гектаров у Тайшетского района? Как бы не так. Он просто рассказал руководству района о том, как хорошо в районе будет жить. Когда заработает завод. И те, как кролики перед удавом, дружно подписали все бумажки. При этом кто конкретно будет хорошо жить – само собой, не уточнялось.


Губернатор региона – в ту пору это был еще господин Говорин – тоже особо возражать не стал. Вместе с правительством и депутатами. Наоборот: Дерипаске гарантировали налоговые льготы (с какого, интересно, бодуна?), полное благоприятствование бизнесу и помощь в строительстве. А в обмен Дерипаска пообещал высокооплачиваемую работу жителям Тайшета и окрестностей, а также прибавку в бюджет региона.


Впрочем, песни про "высокооплачиваемые рабочие места" и "налоги" поет практически каждый, кто хочет набить свой карман за счет богатств Сибири. В 2006 году компания "Транснефть" соловьем разливалась на ту же самую тему – легковерные депутаты Заксобрания вместе с министрами, помнится, развесили уши и повелись на профессиональное вранье. В результате на строительстве ВСТО работали исключительно ввезенные из Украины и центральной России гастарбайтеры, а налоги "Транснефть" как платила в Питере, так и платит.


Само собой, Дерипаска не идиот, чтобы платить налоги в бюджет Иркутской области. РусАл вообще зарегистрирован на британском острове Джерси, и куда уходят налоги этой компании - известно, наверное, только престарелой британской королеве. И то вряд ли.

Так вот, при реальных, а не гипотетических, раскладах в карманах у нашего олигарха остается весьма солидная прибыль. Так как себестоимость тонны алюминия в его ловких руках оказывается отнюдь на 2600 долларов, а существенно меньше. Насколько меньше – это величайший секрет компании РусАл. Почему – узнаем чуть позже.

Заметим, что России такое количество алюминия вообще не нужно. Слава Богу, не война – авиацинное производство считай, что уничтожено, провода покупаем китайские, от ложек алюминиевых уже лет двадцать как отвыкли. Разве что пивные банки остаются. Поэтому практически весь производимый структурами Дерипаски алюминий продается за границу. А налоги, как уже было сказано – на остров Джерси. Очень удобно. Заметим, за двадцать лет функционирования господина Дерипаски в нашей благословенной, у налоговой не было к нему ни одной микроскопической претензии. До крайности честный бизнесмен.


Взамен местное население, когда-то весьма поэтично названное господином Вайнштоком «полутора молекулами», получает немногое. Пресловутые рабочие места (по некоторым данным, рабочий анодного цеха, проработавший десять лет, умирает в течение последующих пяти). Колоссальные вредные выбросы (в течение одного часа работы один электролизер выбрасывает в окружающую среду от 3000 до 5000 кубометров вредных газов). Выжженную землю (на расстоянии пары-тройки километров от стен алюминиевого завода не растет даже трава). Убитое здоровье (в Иркутске, Братске и Шелехове – буквально зашкаливающие показатели онкозаболеваний и болезней дыхательных путей).


При этом, заметим, РусАл крайне неохотно вкладывает деньги в убиваемые им регионы. Никаких парков, центров здоровья, больниц, детсадов и так далее. Судя по всему, у корпорации в принципе нет понимания того, что они приносят колоссальный вред местному населению.


Вернемся, однако, к бизнесу и несчастьям господина Дерипаски.


Сам того не ожидая, олигарх оказался заложником витиеватостей мирового рынка. Судя по всему, маржа у его алюминия не такая уж и большая. Стоит мировым ценам на «крылатый металл» чуточку пойти вниз – и многочисленные заводы Дерипаски начинают работать в убыток. Убытки приходится покрывать из каких-то других денег, с чем у РусАла серьезные проблемы: по последним данным, компания в долгах (простите, в кредитах), как в шелках.


Вот примерно об этом Дерипаска и плакался в общении с экологами. Действительно, ситуация затруднительная – заводы-то остановить нельзя. Им надо работать, нужно закупать сырье, платить зарплату. А что делать с производимым алюминием, если его цена – ниже цены производства? Копить на складах до лучших времен? Но это – замороженные деньги, причем весьма большие. Такие фортеля быстро приводят к банкротству – а среди братвы уровня Дерипаски клювом щелкать нельзя никак. Склюют и не поморщатся. 16 миллиардов на дороге не валяются, сами понимаете. Желающие подобрать найдутся.


Возникает интересный вопрос – а почему Олег Дерипаска потратил пару часов своего драгоценного во всех отношениях времени на встречу с какими-то экологами? Все очень просто. Это только иркутским обывателям кажется, что экологи заняты какой-то непонятной деятельностью по проведению малочисленных пикетов. Это только верхушка айсберга. 99% работы эколога – это тщательное исследование ситуации и публикация полученной информации. В том числе и на западе. А запад весьма чувствителен к такого рода разоблачениям. Бах – и акции на пару пунктов вниз. А это уже очень чувствительный удар по конкретному олигархическому карману.


Казалось бы, при чем тут Алюком-Тайшет? Очень даже при чем. Во-первых, Дерипаске нужны новые заводы. Чем их больше – тем больше возможностей перекидывать средства из одного бизнеса в другой. Чем современнее завод – тем ниже себестоимость, тем больше прибыль.


Во-вторых, когда-то приобретенные Дерипаской заводы не очень удачно размещены. ИркАЗ, например, старательно опыляет фтором всю иркутскую агломерацию – а это почти миллион человек. И хотя иркутяне пока не выходят на многотысячные митинги с требованиями прикрыть вонючку – но в любой момент ситуация может повернуться, что называется, задом. А Тайшет – город бедный, население послушно начальству, никаких митингов не будет. Будут себе дышать ароматами плавиковой кислоты да заранее присматривать место на кладбище.


Правда, с Алюкомом Дерипаске катастрофически не везет. Сначала все уперлось в Иркутсэнерго, которое тогда еще ему не принадлежало. Иркутскэнерго отказалось подавать требуемую для экспериментального цеха Алюкома (32 электролизера) электроэнергию, ссылаясь на отсутствие резервной ЛЭП. Компанию можно понять: в регионе не так уж много запасов электроэнергии, львиную долю уже потребляют ИркАЗ и ВСЖД, и мощности Иркутской ГЭС на новый завод точно не хватит. Братская ГЭС снабжает электроэнергией БрАЗ, который тоже не барствует, прямо скажем. К тому же что до Иркутска, что до Братска от Тайшета – семь верст, и все лесом. Неблизко, в смысле.


Потом Дерипаска наложил лапу и на Иркутскэнерго, но ситуация не улучшилась. Электроэнергии в регионе не хватает – вернее, ее хватало бы с избытком, если бы львиная доля ее не тратилась на производство алюминия. К тому же, как ни крути, а Тайшет находится далеко от любого источника электроэнергии – даже постройка Богучанской ГЭС вряд ли будет способствовать улучшению ситуации. Потому что ГЭС – далеко, а передача огромного объема электроэнергии на большое расстояние связана с её колоссальными потерями.


В связи с этим строительство Алюкома несколько раз откладывалось. Дерипаска даже хотел перенести завод то в Красноярский край, то в Казахстан. В конечном итоге было принято решение все-таки строиться в Тайшете – хотя идея Красноярского завода тоже была пущена в реализацию. Много алюминия не бывает. Много денег – тоже.


И было бы Тайшету совсем счастье – но случился очередной казус. Проект прошел государственную экологическую экспертизу в 2001 году, но то, что в результате построено в форме экспериментального цеха, очень мало похоже на этот проект. Многочисленные проверки зафиксировали такое количество отступлений от проекта, что впору снести завод и начать всю бодягу заново.

К
амнем преткновения стала, как водится, экология. Дело в том, что по проекту Алюком должен был установить шесть модулей газоочистки по проекту Санкт-Петербургского института "НИИОГАЗ-ПРОЕКТ", которые могли бы эффективно улавливать и очищать все выбросы экспериментального цеха на 32 электролизера. Которые выбрасывают в час 150 тысяч кубометров крайне вредных газов с высоким содержанием фтора и окислов серы.

Однако, как мы помним, весь алюминиевый бизнес Дерипаски строится на режиме предельной экономии – иначе он станет нерентабельным. А системы газоочистки, при цивилизованном подходе, выливаются в 10-15% от стоимости всего завода. На момент пуска был построен только один из шести модулей газоочистки, который, по информации источника из института "СибВАМИ", на самом деле представляет собой муляж. Благодаря активности иркутских экологов, скандал поднялся на всю страну. Завод снова остановили.

Между прочим, в нарушение всех экологических норм, Алюком строится всего в 500 метрах от жилых строений города Тайшета. Легко представить себе эту картину – 150 тысяч кубометров газа в час на 40 тысяч жителей Тайшета. Генрих Гиммлер с его газовыми камерами Бухенвальда локти бы изгрыз от зависти.

Между прочим, деятели из Алюкома даже не скрывают своего откровенного цинизма. По их словам, сначала надо запустить завод, начать получать прибыль, а уже потом думать об экологии. Но иркутяне этот урок уже прошли с другим детищем Дерипаски – Байкальским ЦБК. Несмотря на многочисленные обещания, он как сливал опасные отходы в Байкал, так и сливает. Оснований доверять шулерам с краплеными картами в рукаве нет никаких.

Что дальше? А дальше – планы Дерипаски по освоению (читай – оккупации) Сибири, озвученные на БЭФе в 2011 году. Олигарх воспринимает Сибирь как плацдарм для осуществления своих наполеоновских планов.

Следующий шаг – за иркутянами. Позволят ли они превратить себя в прислужников большого бизнеса, или покажут захватчику на дверь?

Дмитрий Таевский

Просмотров: 1371 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Календарь новостей

«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Текущие новости


Поиск по сайту

Loading

Цены и котировки

28.01.2025 23:56 Курсы основных мировых валют

"MetalTorg.Ru онлайн-информер"

Погода



Опрос

Какой алюминиевый сплав Вы считаете самым востребованным?
Всего ответов: 743


Яндекс цитирования Rambler's Top100