Государству выгоднее добиться смены владельца ЗАлКа, чем идти на уступки РусАла. Предоставление скидки иностранной компании означало бы, что государство покрывает часть ее расходов из собственного кармана, а полученная за счет этого прибыль идет в карман владельца, который будет вкладывать его в собственные проекты за пределами Украины.
Государство продолжает добиваться реприватизации Запорожского алюминиевого комбината. Между тем, на предприятии были поэтапно законсервированы все четыре серии электролизного производства, и сейчас действует только последний - литейный передел.
Таким образом, под вопросом оказалось не только то, кто будет собственником комбината, но и само производство первичного алюминия в Украине.
Сомнительный интерес
27 мая истек установленный украинским законодательством десятидневный срок, в течение которого ОАО "ЗАлК" и кипрская компания Velbay Holdings Limited, входящая в состав объединенной компании - ОК - "РусАл", могли подать кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд Украины на решение Апелляционного хозяйственного суда Киева от 17 мая об удовлетворении иска Генпрокуратуры Украины о возврате в госсобственность 68,01% уставного фонда комбината.
По неофициальным данным, от имени ЗАлКа как одного из ответчиков по этому делу кассационная жалоба была подана. Наряду с этим, ранее пресс-служба РусАла, второго ответчика, сообщала, что компания, которую она представляет, будет добиваться отмены решения Апелляционного хозяйственного суда.
Тем не менее, до сих пор официальных подтверждений того, что ЗАлК и РусАл инициировали процесс обжалования в Высшем хозяйственном суде Украины, нет.
Как известно, в 2001 году 68,01-процентный пакет акций ОАО "ЗАлК" был продан российскому ЗАО «АвтоВАЗ-Инвест", которое, согласно заключенному тогда договору купли-продажи, обязалось рефинансировать долг по привлеченному предприятием в 1995 году и гарантированным государством кредиту на создание производства алюминиевой фольги в размере 76,45 миллиона долларов.
В 2004 году владельцем этого пакета стала российская группа "СУАЛ", а в 2006 году он перешел в собственность Velbay Holdings. При этом ни АвтоВАЗ-Инвест, ни последующие владельцы ЗАлКа это обязательство так и не выполнили.
Это стало основанием для обращения в 2008 году Генпрокуратуры в Хозяйственный суд Киева с требованием признать недействительными договоры купли-продажи 68,01% акций ЗАлКа и вернуть этот пакет в собственность государства.
27 декабря 2010 киевский хозсуд отказал Генпрокуратуре в удовлетворении ее иска, а 17 мая 2011 года дело рассмотрел Апелляционный хозсуд.
Позиции сторон были следующие. Истец настаивал, что, несмотря на смену владельца ЗАлКа, его нынешний владелец должен был выполнить обязательства своего предшественника.
В свою очередь, ответчик констатировал, что созданная на привлеченные средства участок производства алюминиевой фольги не вошла в уставный капитал ЗАлКа, т.е. Velbay Holdings не является ее собственником и поэтому не должна погашать предоставленный кредит.
Кроме того, добавлял ответчик, по решению суда от 2006 года ЗАлК был освобожден от обязательств по настоящему кредитному соглашению, а значит, они были сняты и с владельца самого ЗАлКа.
Наряду с этим, представитель Velbay Holdings утверждал, что компания является добросовестным покупателем, то есть не имеет отношения к операции 2001 года и не должна отвечать за долги первоначального инвестора.
Тем не менее, первый заместитель председателя специальной контрольной комиссии Верховной рады по вопросам приватизации Александр Бондарь уверен в обратном.
"Поскольку обязательства, являющиеся предметом спора, были внесены в исходный договор купли-продажи между Фондом государственного имущества и АвтоВАЗ-Инвестом, оно должно перейти и в аналогичный договор, заключенный между АвтоВАЗ-Инвестом и Velbay Holdings. В таком случае новый владелец должен был его выполнить ", - уточняет он.
Как бы то ни было, но, рассмотрев дело по существу, Апелляционный хозсуд принял решение в пользу Генпрокуратуры.
Согласно ему, договоры купли-продажи 68,01% уставного фонда ОАО "ЗАлК", заключенные между ФГИ и ЗАО "АвтоВАЗ-Инвест", а также между ЗАО "АвтоВАЗ-Инвест" и компанией Velbay Holdings, являются недействительными, и этот актив следует вернуть государству.
Это произойдет, если по инициативе ответчика дело не будет пересмотрена в Высшем хозяйственном суде.
По словам руководителя пресс-службы ЗАлКа Виктории Пелешко, и представляемое им компания, и ОК "РусАл" намерены добиваться сохранения предприятия в собственности нынешнего инвестора и обжаловать решение Апелляционного суда в высшей инстанции.
По мнению Бондаря, перспективы данного дела остаются неопределенными.
"Может показаться, что государство пытается склонить РусАл к заключению мирового соглашения, которое гарантировало бы хотя бы частичное выполнение спорных обязательств. Однако производственная ситуация на ЗАлКа заставляет сомневаться в том, что нынешний владелец заинтересован в этом активе. Если он планирует удержать комбинат, то вернуть его в госсобственность будет сложно, и в тогда оптимальным будет достижение мирового соглашения. Если же нет - он просто не будет препятствовать его реприватизации ", - объясняет Бондарь.
Желанные преференции
Почти одновременно с развертыванием этой судебной коллизии на ЗАлКа произошло полное сворачивание выпуска первичного алюминия. По данным Пелешко, в апреле 2011 года произошло поэтапное отключение последней серии электролизного производства.
Следовательно, из всех мощностей работает только участок литья, где изготавливается алюминиевая катанка. "Если раньше комбинат выпускал катанку из собственного алюминия, то с мая он работает на сырье, которое поступает с других предприятий РусАла", - уточнила она.
Как известно, до сих пор ЗАлК был единственным в Украине производителем первичного алюминия с потенциалом 100 тысяч тонн продукции в год. К 2005 году комбинат за высокой энергоемкости производства пользовался льготным тарифом на электроэнергию.
Однако шесть лет назад правительство Юлии Тимошенко отменило эти преференции. С тех пор руководство предприятия постоянно ходатайствовало об их возврате, а стоимость электроэнергии между тем постоянно росло.
В результате, когда в январе 2008 года тариф на ток повысился до 6 центов за кВт / час, директор ЗАлКа Александр Котюк констатировал, что предприятие стало "планово убыточным".
С наступлением осенью 2008 года глобального кризиса, который привел к критическому снижению спроса и цен на алюминий, владельцы ЗАлКа начали процесс консервации глиноземного и электролизного производств. В марте 2009 года было принято решение о сокращении первых трех серий электролизного производства.
В течение 2008-2009 годов на заводе были выведены из эксплуатации три четверти электролизеров, а осенью 2010 года уже стоял вопрос о прекращении деятельности последней, четвертой серии, если государство не окажет комбината "электрическую" скидку.
Аргументация была такая: европейские алюминиевые заводы получают электричество по цене не выше 4-5 центов за кВт / час, тогда как тариф для ЗАлКа составляет 8,7 цента.
Вследствие этого себестоимость производства алюминия на комбинате, в которой доля затрат на оплату электроэнергии до ноября 2010 года достигла 50%, выросла до 2,5 тысячи долларов за тонну, тогда как на Лондонской бирже к тому времени цены на эту продукцию не поднимались выше 2 , 4 тысячи долларов.
Тем не менее, правительство не предоставило льготу, поскольку, по его подсчетам, это повлекло бы ежегодные потери для госбюджета в размере около 1 миллиарда гривен.
Неоднозначные перспективы
В течение первого квартала 2011 года на ЗАлКа было выпущено всего 6 тысяч тонн первичного алюминия, а уже с мая его производство было полностью прекращено.
Впрочем, как отметила Пелешко, вопреки бытующему мнению, что электролизное производство якобы не может быть восстановлено, консервация проводилась для последующего запуска.
"В истории алюминиевой промышленности есть примеры остановки и повторного ввода в эксплуатацию подобных мощностей. На ЗАлКа тоже можно возобновить выпуск первичного алюминия. В случае предоставления разумного тарифа на электроэнергию комбинат готов начать его производство ", - подчеркнула она.
Следует отметить, что в последнее время реальные показатели, а также прогнозы динамики цен на алюминий на мировом рынке опровергают аргументы представителей предприятия.
Так, в начале мая 2011 года цена тонны алюминия на Лондонской бирже превышала 2,8 тысячи долларов, и большинство экспертов считают, что она либо останется на этом уровне, или даже возрастет.
В частности, аналитики инвестиционного банка Goldman Sachs Group Inc. говорят, что во втором квартале тонна металла будет стоить минимум 2,7 тысячи долларов за тонну.
Впрочем, их коллеги из компании UBS AG прогнозируют, что в третьем квартале она упадет до 2,34 тысячи долларов за тонну. Наряду с этим, специалисты компании Market Risk Advisory предполагают, что к концу 2011 года цена поднимется до 3 тысяч долларов за тонну.
Как отмечает управляющий партнер аудиторской компании Kreston GCG Андрей Катчик, именно от конъюнктуры внешних рынков будет зависеть степень привлекательности, а значит - и дальнейшая судьба ЗАлКа.
"До наступления кризиса цена тонны алюминия на Лондонской бирже металлов превышала 3 тысячи долларов, а в течение второго полугодия 2008 года - упала до 1,3 тысячи. В 2009-2010 годах стоимость товара увеличивалась, и если такой тренд сохранится, то через год цены достигнут докризисного уровня. Следовательно, производство алюминия в Запорожье опять станет привлекательным даже при сохранении высоких тарифов на ток ", - говорит он.
Необходимо учесть, что руководство РусАла может себе позволить ждать более благоприятных условий, либо и вовсе расстаться с этим предприятием. Дело в том, что ОК обладает мощностями, которые позволяют выпускать 10% мирового объема производства алюминия или 4 миллиона тонн этой продукции в год.
При этом она строит еще два завода в России - Богучанской и Тайшетский - с проектным потенциалом 600 и 750 тысяч тонн алюминия в год соответственно, запуск которых запланирован на 2012 год.
"Очевидно, что ЗАлК, на который приходится менее 3% мощностей РусАла по выпуску алюминия, - это предприятие средних размеров со средними перспективами", - констатирует Катчик.
Как объясняет эксперт, при нынешних высоких цен на электроэнергию в Украине и низкой энергоэффективности производства на ЗАлКа себестоимость выпуска алюминия на комбинате действительно выше, чем на российских предприятиях РусАла.
Добиться ее снижения можно двумя путями: либо получением преференций в оплате электроэнергии, или проведением модернизации и сокращением ее потребления. "До сих пор владельцы лишь пытались получить льготный тариф, а серьезного переоснащения не проводили и, вероятно, не планируют", - подчеркивает аналитик.
Понятно, что государству выгоднее добиться смены владельца ЗАлКа, чем идти на уступки РусАла. Ведь, как отмечает управляющий партнер Kreston GCG, предоставление скидки иностранной компании означало бы, что государство покрывает часть ее расходов из собственного кармана, а полученный за счет этого прибыль идет в карман владельца, который будет вкладывать его в собственные проекты за пределами Украины.
"В случае же возвращения ЗАлКа государству, его новым владельцем станет либо одна из украинских бизнес-групп, которая будет рассчитывать на государственную поддержку, или новый инвестор, который сможет работать в нынешних условиях", - прогнозирует эксперт.
|