Нынешняя конъюнктура рынков благоволит украинским производителям вагонов. Растущий портфель заказов мариупольского "Азовмаша” тому подтверждение.
Президент ОАО "Азовмаш” Александр Савчук на минувшей неделе заявил, что в 2011 году предприятие планирует двукратный рост объемов производства, подтвержденный подписанными контрактами. Это уже обеспечило мариупольцам стопроцентную загрузку мощностей с прицелом и на 2012 год. За четыре месяца текущего года "Азовмаш” уже выпустил свыше 5 тыс. грузовых вагонов. В январе-марте объем реализации вырос по сравнению с 2010 годом вдвое — до 2,9 млрд. гривен. Начиная с 2011 года, предприятие намерено довести выпуск грузовых вагонов до рекордного уровня — более 15 тыс. единиц. Цистерны и проблемные рамы При этом свыше 90% вагонной продукции мариупольских машиностроителей идет на экспорт. Оставшиеся 10% в нынешнем году пришлись на заказ "Метинвеста” — 500 полувагонов, сообщил Савчук. Однако главный рынок сбыта "Азовмаша” — по-прежнему Россия. И даже лоббизм интересов собственных производителей на государственном уровне не мешает мариупольцам чувствовать себя уверенно на российских просторах. "В России нет достаточно мощного производства по изготовлению цистерн, — говорит Савчук. — У них мощнейшие производства по изготовлению полувагонов (...), но цистерн — нет. Хотя все вместе они производят цистерн столько, сколько и "Азовмаш” (…) Но ведущий научно-технический центр по конструированию цистерн, в первую очередь, находится в Мариуполе — для всего СНГ”. При этом на российском рынке мариупольцы не демпингуют, заверил Савчук. "Наши цены равны с "Уралвагонзаводом”. Хотя, конечно, мы конкуренты, каждый (...) хочет сказать, что делает что-то лучше (...) Это хорошо: конкуренция двигает нас вперед”, — отметил он. Впрочем, растущие аппетиты российских потребителей продукции украинских вагоностроителей не дают оснований для снижения уровня конкурентной борьбы на рынке северного соседа. По информации инвесткомпании АРТ-Капитал, Российские железные дороги (РЖД) отказались размещать заказы на "Азовмаше” до устранения проблем с выпускаемым на предприятии вагонным литьем. Из-за поломок боковой рамы "Азовмашу” приходится серьезно разбираться с российскими органами сертификации и РЖД. "Три-четыре года назад этого бы никто не заметил. "Уралвагонзавод” за последние четыре года имел 53 поломки боковой рамы, у нас — 18. Их ни разу не лишили сертификата. Были бы мы были российским предприятием, думаю, нас бы тоже не остановили, — говорит Савчук. — Но это нормально, это дает стимулы совершенствоваться”. Он уточнил, что на две недели "Азовмашу” приостановили действие сертификата на раму, которая с января 2010 года уже имеет другие, усиленные характеристики. "Но мы это приняли, как должное. И это помогло нам улучшить качество продукции и решить многие проходные проблемы”, — заверил Савчук. По его словам, привлеченные к работе зарубежные специалисты "в июне должны изготовить новую раму, которая вообще никогда не будет ломаться в принципе”. Сегодня идет подготовка к сертификации этой усиленной рамы боковой грузовой тележки. Кроме того, к производству готовят и другую новую продукцию, в частности — новый крытый вагон с термоизоляцией, секционную платформу и грузовую тележку усилием на ось 25 тонн. Все эти новшества к 2012 году должны обеспечить предприятию новые конкурентные преимущества. Не вагоном единым Но только вагонами не исчерпывается потенциал компании. Сегодня у "Азовмаша” практически полностью загружены мощности по производству металлургического и горного оборудования. В данный момент мариупольцы выполняют заказ на реконструкцию электросталеплавильного производства "Донецкстали” — на долю "Азовмаша” приходится 70% всех работ. Также предприятие активно выполняет заказы компаний группы "Метинвест” — Мариупольского меткомбината им. Ильича, "Азовстали” и Енакиевского метзавода, а также Днепровского меткомбината им. Дзержинского. Благодаря этим объемам баланс в сегменте оборудования между экспортом и импортом у "Азовмаша” равный — 50 на 50. В планах 2011 года — поставка металлургического и кранового оборудования в Россию. По словам Савчука, сейчас "Азовмаш” испытывает некоторые проблемы по сталеплавильному производству. В связи с падением цен на квадратную заготовку, пришлось временно приостановить ее производство. Вместе с тем на предприятии идет модернизация МНЛЗ, после окончания которой мариупольцы смогут производить широкую гамму квадратной заготовки, в частности — квадрат 150 и 125. "Азовмаш” продолжает участвовать в украинско-бразильской программе по созданию космодрома Алкантара (Бразилия). После выполнения и расчета по первому этапу программы в планах на 2011 года вторая очередь заказов из Бразилии. По словам Савчука, сейчас мариупольцы и бразильцы согласовывают ценовые параметры заказов. В настоящее время предприятие изготавливает корпуса БТР по заказу "Укрспецэкспорта” и три автотопливозаправщика АТЗ-22 для России. Теперешнее положение "Азовмаша” на рынках позволяет оптимистично оценивать перспективы компании. "По выходу из кризиса мы в лучшем положении (...) Сегодня цены нам не снижают, мы загружены на сто процентов и видим, что объем заказов устойчивый и на следующий год”, — отметил Савчук.
|