22.02.10 Кто и кого?
Вероятно, что новый собственник Индустриального Союза Донбасса – все-таки Внешэкономбанк РФ, а не российские метгруппы. В свою очередь, украинские метхолдинги в 2010 году могут приобрести некоторые интересные активы у россиян.
Продажа ИСД под Новый Год показала, что прогнозы отраслевых аналитиков о крупных слияниях и поглощениях в ГМК Украины в 2010 году начинают сбываться. Этому способствует развитие политической ситуации в стране, связанное с кризисом снижение стоимости активов, а также объективная потребность отечественных металлургов в консолидации усилий на фоне ужесточения конкуренции на мировых металлорынках.
Кто следующий?
Что касается ИСД, то у экспертов все больше оснований считать: корпорацию купили не только и не столько те или иные российские металлургические олигархи, сколько именно "Внешэкономбанк" (ВЭБ). Да, именно путинский (в прямом смысле слова) госбанк, который профинансировал сделку. Так, в феврале источник в руководстве ИСД сообщил нам, что ВЭБ уже выкупил часть долгов ИСД – около 1 млрд долл. (из общей суммы примерно в 3,3 млрд долл.). По словам источника, ситуация с долгами и сейчас непростая. В 2010 году холдинг должен погасить 450 млн долл. только основного долга, а еще нужно выплатить 250 млн долл. процентов.
При этом некоторые специалисты считают, что сделка состоялась под давлением премьера Юлии Тимошенко и при поддержке известных фигур, таких как Игорь Бакай и Виктор Медведчук. Зачем это Юлии Владимировне? Скорее всего, это – дополнительный реверанс в сторону Москвы в надежде на решающую поддержку, но, подчеркнем, не только и не столько на президентских выборах, сколько после них (чтобы максимально сохранить достигнутые позиции и в новых политических условиях).
Кстати, именно через ВЭБ группа Владимира Путина – Игоря Сечина в последнее время воплощала так называемую программу государственной поддержки системообразующих отраслевых предприятий, а, по сути, банк выкупал акции крупных производственных компаний в счет погашения их долгов, "заходя" в собственность. Теперь же роль немного поменялась: в Министерстве промышленности и торговли РФ "по большому секрету" нам сообщили, что решено превратить банк из стабилизатора в экспансиониста. Теперь ВЭБ будет обеспечивать российскую экспансию на перспективные рынки других стран. Выходит, что ИСД продан… Кремлю?
Остается еще два главных кандидата на продажу: Мариупольский меткомбинат им. Ильича и ОАО "Запорожсталь". И у того, и у другого непросто обстоят дела с собственным сырьем, что и является ключевой причиной нестабильности рыночных позиций. До кризиса ММК им. Ильича оценивался в 2-2,5 млрд долл., но эта цифра явно устарела, особенно на фоне "бросовой" стоимости сделки по ИСД. В то же время амбиции лично Владимира Семеновича Бойко (собственник и руководитель комбината) все еще не позволяют ему вести реалистичные переговоры с потенциальными покупателями. Хотя и на самом предприятии, и в объединении "Металлургпром" нам подтверждают: обстановка в бизнесе компании очень сложная. Кроме того, и Юлия Владимировна слегка "кинула" с обещанной осенью компенсацией НДС, о чем Бойко еще до второго тура не преминул публично заявить. В общем, сегодня предприятие с учетом всех факторов может стоить около 0,75-1 млрд долл. (как и "Запорожсталь"). В активе у обеих компаний – начатые масштабные программы модернизации и реконструкции, в пассиве – слабая сырьевая база и долги. Кто может купить? Да тот же "Метинвест", который давно уже проявляет интерес к ММК им. Ильича. Бизнес-ситуация этой метгруппы сегодня достаточно стабильна, а, кроме того, она вполне способна органично встроить эти активы в свою структуру.
Русский контекст
В связи с этим интересно, что происходит с M&A (слияния и поглощения) в ГМК России. Представитель Ассоциации промышленников ГМК России Анатолий Сысоев рассказывает, что в 2009 г. федеральные металлурги занимались укреплением сырьевой базы – покупками угольных активов. Так, в октябре прошлого года Магнитогорский меткомбинат за 230,4 млн долл. получил контроль над 82,6% угледобывающей компании "Белон". По словам руководителя холдинга Виктора Рашникова, данная сделка выводит сырьевое обеспечение группы на новый уровень. Действительно, "Белон" – один из основных операторов угольного рынка РФ с установленными мощностями по ежегодной добыче в совокупности более 9 млн т и обогащению свыше 14 млн т коксующегося и энергетического угля.
"Мечел" в мае 2009 г. завершил приобретение угледобывающих активов компании Bluestone Coal Corp. (США) за 436 млн долл. Новолипецкий меткомбинат (НЛМК) на залоговом аукционе в июне завладел пакетами акций "дочек" метхолдинга "Макси-Групп", а именно – Нижнесергинского метизно-металлургического завода, "Уралвторчермета" и Уральского завода прецизионных сплавов. "Северсталь" обзавелась золотодобывающим активом – долей в канадской компании High River Gold. Наконец, "Евраз" в 2009 г. завершил сделку по покупке одного из крупнейших российских сетевых металлодистрибьютеров "Карбофер Металл". Кстати, аффилированные структуры продавца – Carbofer Group – затем стали формальным покупателем ИСД.
Как будет развиваться ситуация в этом году? В Минпромторге России прогнозируют окончание поглощения "Мечелом" ряда бывших заводов металлоломно-металлургической группы "Эстар". В результате нынешние металломощности челябинцев увеличатся приблизительно на 20%. А НЛМК стремится приобрести крупное месторождение коксующегося угля или уже готовую угольную компанию. Кроме того, вполне возможно, что, наконец, начнется слияние "РусАла" с "Норильским никелем".
Стало известно и то, что владелец Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский заложил контрольный пакет ее акций под кредиты "Газпромбанка" и ВТБ на общую сумму 1,85 млрд долл. При определенном развитии ситуации уже в 2010 году данные банки могут стать собственниками компании или же выгодно заработать на перепродаже ее долгов третьей стороне.
Также на "Северстали" нам подтвердили, что заинтересованы в продаже своих европейских активов, в частности, предприятия Lucchini Piombino (Италия), являющегося вторым по объемам сталепроизводителем в своей стране. А это уже может быть интересно и для украинских покупателей. Как известно, "Метинвест" владеет итальянским листопрокатным метзаводом Ferriera Valsider, и Lucchini Piombino как производитель "длинномера" способен органично дополнить европейский плацдарм холдинга. Стоимость актива в Минпромторге РФ и киевском Минпромполитики оценивают в 400-500 млн евро ("Северсталь" в 2005 г. купила завод именно за 500 млн "европейских денег").
Что еще могут купить украинцы в РФ и "вокруг" нее? В первую очередь, конечно, сырьевые активы. Так, в нашей стране и сейчас не хватает коксующихся углей, а со стабилизацией металлорынков их импорт из России еще больше упадет. Выходом в этой ситуации может быть "приход горы к Магомету": потребители попросту постараются купить мощности по добыче сырья в РФ и поставлять его сами себе. Как это, впрочем, уже сделала группа "Донецксталь" и та же "Запорожсталь".
В общем, ждем новых сделок.
Автор: Максим Полевой
Источник: МинПром
|