На 2011 год железной дорогой запланирован ряд крупных инфраструктурных проектов в рамках подготовки к Евро-2012, а также обеспечение бесперебойных перевозок грузов. «Укрзалізниця» вплотную займется такими проблемами, как дефицит грузового подвижного состава, убыточность пассажирского сектора перевозок, а также нехватка финансовых средств на развитие отрасли.
Пассажирский сектор, главным образом пригородный, издавна является основным источником убытков железной дороги. Пытаясь минимизировать убытки пассажирского сектора, «Укрзалізниця» в 2011 году продолжит реализацию проектов, направленных на повышение эффективности его функционирования и внедрение качественно нового уровня услуг.
Одним из наиболее привлекательных направлений повышения качества транспортного обслуживания является внедрение скоростного движения – дневными неспальными межрегиональными поездами со скоростью до 160 км/час за 4-5 часов можно будет добраться из Киева в любой крупный город страны. Для этого планируется закупить не менее 100 двухсистемных электропоездов. Кроме того, «Укрзалізниця» должна завершить модернизацию путей в рамках создания транспортных коридоров скоростного движения, а также реконструкцию вокзалов Донецка, Львова, и Дарницкого вокзала столицы. Всего на подготовку пассажирского сектора к Евро-2012 УЗ в этом году направит более 7 млрд грн. «На фоне дальнейшего роста объемов грузоперевозок железная дорога ожидаемо столкнется с нехваткой подвижного состава, – считает руководитель экспертной группы Консорциума «Менеджмент Консалтинг Групп» Дмитрий Подтуркин. – В январе 2011 года среднесуточный уровень погрузки составил порядка 0,95-1 млн тонн. Однако, при увеличении показателя до 1,2 млн тонн, чего стоит ожидать уже ближе ко второму кварталу этого года, «железка» подойдет к границе дефицита в 10-15 тыс. вагонов». Учитывая это, монополия планирует масштабные закупки нового подвижного состава.
Так, согласно программе «Украинский вагон» предусматривается обновить парк вагонов на 25 тыс. ед. за 3 года. Причем, уже в 2011 году УЗ намерена закупить 8 тыс. вагонов. Впрочем, эксперты оценивают планы железнодорожников весьма скептически, ведь почти все контракты с украинскими вагоностроителями замыкают на себе российские ж/д операторы.
Поэтому, «Укрзалізниця» может рассчитывать лишь на собственные вагоностроительные мощности. В 2011 году «Укрзалізниця» будет продолжать конкурентную борьбу с другими ж/д операторами и альтернативными видами транспорта. В первую очередь речь идет о совершенствовании системы взаимодействия с клиентами (электронный документооборот, современные технологии перевозки от «дверей до дверей» и т. д.). Как и годом ранее, в поле зрения железнодорожников будут находиться проекты создания логистических комплексов, развитие транспортной инфраструктуры и систем логистического бизнеса в узловых точках взаимодействия разных видов транспорта. Это позволит привлечь новые грузы.
Одним из главных приоритетов для «Укрзалізниці» в текущем году станет развитие инфраструктуры: электрификация, модернизация колей, вокзалов, путепроводов, переездов и других элементов ж/д инфраструктуры. Речь идет, главным образом, о завершении проекта электрификации участка Харьков-Полтава-Кременчуг-Користовка, электрификации участка Полтава-Красноград-Лозовая с целью обеспечения внедрения скоростного движения на участке Киев-Полтава-Красноград-Донецк, электрификации участка Фастов-Житомир-Н.-Волынский с целью обеспечения внедрения скоростного движения на участке Киев-Львов через Подволочиск.
В рамках увеличения пропускной способности железных дорог в направлении Николаева и Херсона, черноморских портов Крыма и разгрузки основного крымского направления Синельниково-Запорожье-Симферополь планируется электрификация направления Знаменка-Долинская-Николаев-Херсон-Джанкой.
Текущий год пройдет для железной дороги под знаменем пикового возврата долгов по заимствованным средствам и, в тоже время, – необходимости поиска мощных источников финансирования проектов развития.
Сегодня кредитный портфель отрасли доходит до критических границ – 12 млрд грн, из них в 2011 году предстоит выплатить 3 млрд грн. Поэтому финансовый вызов, пожалуй, станет наиболее определяющим. Наряду с необходимостью проведения выплат по прошлым заимствованиям, «Укрзалізниці» необходимо будет перекредитовываться.
Потребности в кредитах оцениваются на 2011 год в 4 млрд грн, а в целом на развитие и выплату процентов понадобится, без малого, 8 млрд грн. Не располагая значительными оборотными средствами, монополии сложно будет рассчитывать на реализацию намеченных инфраструктурных проектов. Они не будут осуществлены без мощного источника финансирования.
|