09.02.10 Ферросплавные забавы: дайвинг и демпинг
В 2009 году в украинской ферросплавной индустрии объемы производства сократились на 27,5%, загрузка мощностей упала ниже 50%, а отпускные цены на готовую продукцию пришлось снизить примерно на треть. Ферросплавщики, ритуально попеняв на кризис, назвали еще одну причину своих бедствий – демпинг со стороны зарубежных конкурентов.
Согласно оценкам исполнительного директора Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА) Сергея Кудрявцева, своего дна данная отрасль достигла еще в декабре 2008 года, но на протяжении большей части 2009 года ей никак не удавалось от него оттолкнуться, чтобы вынырнуть на поверхность. Медленное всплытие началось только осенью, но оно затруднено тем, что ферросплавщики постоянно ударяются темечком о многочисленные препятствия, проплывающие над их головами.
Беспристрастная статистика свидетельствует, что за прошлый год в Украине произведено 1,027 млн т ферросплавов, что почти на 400 тыс. т меньше, чем годом ранее. Особенно катастрофическое падение наблюдалось в сегменте ферромарганца, уступающего другим сплавам и по экономике производства, и по универсальности использования. Здесь объемы выпуска составили лишь треть от показателя 2008 года (129 тыс. т против 360 тыс. т). Не лучше потрудились и добытчики ферросплавного сырья: выпуск марганцевого концентрата упал на 35,6%, до 932 тыс. т, а агломерата – на 61,8%, до 144 тыс. т. Как результат, в минусах завершили год и Орджоникидзевский с Марганецким ГОКи, и непосредственно ферросплавные заводы: Запорожский, Стахановский, Никопольский.
Правда, два последние уже почти оправились от шока. НЗФ осенью даже увеличил степень загрузки мощностей до 90%, а до конца 2010 года намерен раскочегариться на все 100%. А вот у Запорожского ферросплавного положение осложнено губительными тарифами на электроэнергию. Согласно принятым в прошлом году нормативам, тариф теперь рассчитывают, исходя из точки присоединения предприятия к энергосети. Для ЗФЗ это оказалось плохой новостью, поскольку для него электричество с начала года подорожало, из-за чего в январе половина заводских мощностей была остановлена.
Впрочем, нужды в том, чтобы запускать на полную катушку все заводы, пока нет. Портфель февральских заказов не оправдал ожиданий на быстрый возврат утраченных в прошлом году позиций. И группа "Приват", контролирующая практически всю ферросплавную отрасль страны, резонно притормозила работу на самом затратном из своих заводов – Запорожском. Тем более, возникающая вокруг предприятия социальная напряженность в результате поможет его владельцам оказывать давление на власти сразу по двум направлениям: и относительно удешевления тарифа на электроэнергетику, и относительно принятия заградительных мер при ввозе в Украину ферросплавов из-за рубежа.
Спору нет, в последнее время импортеры действительно ведут себя весьма агрессивно на украинской территории. Если в 2008 году доля иностранной продукции в украинском потреблении ферросплавов составляла не более 5%, то по итогам 2009 года она выросла до 35%. И это на фоне значительного проседания внутреннего спроса. Тон в проникновении на рынок Украины задавали китайцы. Не сильно отставать от них старались поставщики из России, Кореи и Казахстана. "Если наши производители сплавов требовали от покупателей стопроцентную предоплату, то китайцы установили трехмесячную отсрочку расчетов за свой товар, – объяснил успехи импортеров исполнительный директор УкрФА Сергей Кудрявцев. – Это преимущество в основном и решает исход конкуренции, хотя цена и на отечественные, и на китайские ферросплавы почти одинакова". Кроме того, в 2009 году зафиксирован и массовый ввоз в Украину ферросплавов происхождением из Грузии. При этом по грузинским сертификатам частично поступал товар из того же Китая.
По мнению господина Кудрявцева, единственным оперативным способом противодействия этому наплыву является проведение антидемпингового расследования. Но тут стоит обратить внимание на один пикантный момент. Призывая защитить внутренний рынок от ввозных ферросплавов, заводы "Привата" уподабливаются гоголевской вдове, которая сама себя высекла.
Во-первых, очень серьезным стимулом для того, чтобы отечественные металлурги переключились на закупку ферросплавов за границей, послужила ценовая политика группы Коломойского-Боголюбова внутри страны. Во-вторых, что касается грузинских ферросплавов, то производящий их завод в Зестафони принадлежит все тому же "Привату" совместно с их кавказскими партнерами по бизнесу. Кстати, и в прошлом, и в текущем году зестафонские сплавы перешли дорогу украинским аналогам не только на родине, но и в Турции. А ввиду того, что туда же мощным потоком устремилась сейчас и российская продукция, можно прогнозировать, что в 2010 году на турецком рынке ферросплавов, где до сих пор украинские производители доминировали, предстоит острая конкурентная схватка. И не факт, что "Приват" в рамках своей общекорпоративной стратегии отдаст предпочтение поставкам в Турцию сплавов из Украины, а не со своих феррозаводов в Грузии, России или Румынии.
Очевидно, конкуренция вырастет не только в Турции, но и в других регионах сбыта, где сталеплавильная отрасль потихоньку приходит в себя, в частности, в Евросоюзе или в Китае, куда в прошлом году параллельным курсом пошли первые партии украинских ферросплавов. Но, как говорит поговорка, нет худа без добра. В условиях тесноты на международной арене большое значение для отечественных ферросплавщиков обретет украинский рынок, емкость которого в 2010 году составит около 400 тыс. т.
Одно из свидетельств такого пересмотра ценностей – заключенный в январе мир между ЗФЗ и "Криворожсталью", гарантирующий первому более-менее стабильный сбыт на протяжении 4 месяцев и освобождающий второго от кабальных штрафных санкций. Другим свидетельством можно считать обращение Украинской ассоциации ферросплавов к правительству о возбуждении антидемпингового расследования против импортеров.
Минпромполитики эту инициативу УкрФА поддержало, а вот Минэкономики ответило отказом. Дело в том, что объектом потенциальных санкций были избраны исключительно российские поставщики ферросплавной продукции. Свой завод в Зестафони "Приват" по понятным причинам не трогал. С китайцами тоже пока решили не связываться, поскольку украинская продукция только начала внедряться на рынок КНР, а антидемпинговое дело в Украине может напороться на зеркальный ответ в Поднебесной. Таким образом, остались одни россияне, увеличившие в прошлом году отгрузку ферросплавов в Украину более чем в 3 раза и занявшие в общеукраинском ферроимпорте нишу размером почти в 25%.
Однако в Министерстве экономики Украины возбуждение расследования сочли политически нецелесообразным. Такая позиция ведомства наверняка обрадовала совладельца Никопольского завода ферросплавов Виктора Пинчука. Он приложил немало усилий, чтобы продлить на 2010 год действие соглашения на беспошлинный ввоз в Россию труб, производимых группой "Интерпайп". И это достижение для него гораздо важнее, чем выдворение российских ферросплавов за пределы Украины. Киеву даже в благодарность пришлось снять пошлины на ввоз в страну российской аммиачной селитры. И после всего этого снова накалять антидемпинговые страсти – это не нужно ни Минэкономики, ни "Интерпайпу". Тем более, объем трубной квоты для него утвержден лишь на первый квартал, по трем последующим еще предстоят переговоры на протяжении февраля. Между прочим, два с лишним года назад попытка проведения подобного расследования была предпринята в России, чтобы ограничить доступ в страну украинским ферросплавщикам, но закончилась она безрезультатно.
Поэтому запретные меры в ферросплавной торговле вопреки ожиданиям УкрФА вряд ли сегодня можно считать самым эффективным средством послекризисного оздоровления отрасли. В некоторых случаях пряник помогает лучше, чем кнут. Возможно, группе "Приват" имеет смысл проявлять ценовую гибкость не только на внешних просторах, но и в Украине. К тому же, если отечественный ферросплавный рынок покинет импорт, сюда сразу же вернется другая беда – монополия одного продавца.
Автор: Ярослав Ярош
Источник: МинПром
|